Экономика и жизнь,
3 июня 2003 г.
Точка, точка, запятая... 492 просмотра
После долгого ожидания Михаил Касьянов все-таки утвердил тарифы по обязательному страхованию ответственности автовладельцев. За последние несколько лет сторонники и противники закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сломали немало копий по поводу его принятия. Несмотря на то что проект закона подвергался жесткой критике, он тем не менее был принят депутатами Госдумы, и в результате с 1 июля для автомобилистов России должны наступить новые времена. Остававшиеся еще сомнения относительно нового закона и сроков его вступления в силу были рассеяны главой правительства, поставившим точку в затянувшемся споре. Однако есть основания полагать, что эта точка может превратиться в запятую.
Казнить нельзя помиловать Смысл этой известной фразы зависит всего лишь от маленького знака препинания, поставленного в нужном месте. Новый закон об обязательном страховании гражданской ответственности чем-то напоминает это незаконченное предложение — в нем, по мнению правоведов, есть много подводных камней для автолюбителей. С чем же предстоит столкнуться владельцам автомобилей, мотоциклов и иного транспорта, находящегося в личном пользовании, в самое ближайшее время? Уже с 1 июля все автомобилисты станут потенциальными нарушителями на вполне законных основаниях. Ведь всех их в принудительном порядке обяжут платить мзду не за совершенные поступки, а за предполагаемые. То есть каждый автолюбитель должен будет перечислить на счет страховой компании «штраф» за еще не совершенное нарушение. По мнению целого ряда ученых-правоведов, такой подход нарушает принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый человек изначально считается невиновным (и в воровстве, и в превышении скорости). Таким образом, всех водителей-любителей запишут в нарушители — и тех, кто по 20-30 лет ездил без аварий, и тех, кто ежечасно так и норовит создать опасную ситуацию на дорогах. Но почему добропорядочный автомобилист должен платить за этих разгильдяев и какую компенсацию он получит в случае, если его протаранит какой-нибудь лихач? Разумеется, не учитывать мнения юристов нельзя. Однако невольно задаешься вопросом: почему же тогда в большинстве развитых стран система обязательного страхования автогражданской ответственности работает вполне эффективно? При этом автолюбители не высказывают своего недовольства ни по поводу нарушения презумпции невиновности, ни по поводу обязательно-принудительного страхования, поскольку имеющийся у них полис является надежной гарантией в ликвидации последствий любых внештатных ситуаций на дорогах. Во всем мире проблемы автомобилистов решаются цивилизованным путем — через страховые компании. А для этого и страховой рынок должен быть хорошо развит, и закон безупречен.
Пока суд да дело На протяжении нескольких лет сторонники обязательного страхования убеждали, что страховка — это благо для всех участников дорожного движения. С вступлением в силу нового закона автовладельцам не придется ходить по судам, а ущерб при дорожно-транспортном происшествии будет возмещаться без лишних проволочек. Однако это не совсем так. Если ваши старенькие «Жигули» ненароком въедут в новый «Мерседес», то максимум, на что может рассчитывать пострадавшая сторона, это 400 тысяч рублей. Но и это запредельная сумма — 240 тысяч страховщики выплатят в случае, если увечья получили несколько пассажиров, одному пострадавшему не заплатят больше 160 тысяч. Еще не более 160 тысяч рублей могут быть выплачены нескольким потерпевшим на ремонт автомобиля. Причем водители-одиночки не вправе рассчитывать на сумму, превышающую 120 тысяч рублей или 4 тысячи долларов, независимо от марки автомобиля. А если ущерб составит 10 тысяч долларов? Где взять недостающие 6 тысяч? Если владелец иномарки обратится в суд, тут и закончится весь обещанный автоматизм выплат, и начнется долгое, как полярная ночь, судебное разбирательство. Если сегодня россияне обращаются в суд один раз — в случае несогласия с выводами сотрудников ГАИ по поводу вины водителя, то после 1 июля количество обращений может увеличиться в три раза. Первый раз гражданин будет судиться с ГАИ, если не согласен с их решением. Второй раз — со страховой компанией и третий — с участником ДТП, чтобы получить разницу на ремонт машины. Уже сегодня, по данным специалистов, суды и прокуратуры завалены жалобами на страховые компании на то, что те не выплачивают компенсации владельцам полисов под любым предлогом.
101 причина невыплаты страховки На самом деле причин, чтобы страховая компания отказала застрахованному в выплате компенсаций, предостаточно. Например, неправильно оформленные документы при аварии, любые технические неисправности, список которых насчитывает почти сто позиций (это может быть перегоревшая лампочка или не работающий «дворник»), если за рулем находился человек, пользующийся автомобилем по доверенности, но не вписанный в полис. Так что теперь водители должны знать, как дважды два, что в случае ДТП они, отбросив все эмоции, должны сразу приниматься за составление извещения об аварии. Хорошо бы не только записать имена и адреса свидетелей происшествия (если таковые будут), но и узнать у другого участника ДТП номер его полиса, название страховой компании и прочие координаты. Причем пострадавшему на дороге отводится всего семь суток для предъявления претензий. А как быть в случае, если владелец месяц пролежал в больнице в тяжелом состоянии? Многие полагают, что, застраховав «гражданскую ответственность», они освобождаются от возмещения ущерба за чужую машину в случае наезда. Наивные! По закону водитель, проявивший грубую неосторожность, должен возместить потерпевшему весь ущерб, несмотря на страховку, базовая величина которой уже определена — 1980 рублей ежегодно.
Цена вопроса Однако это еще не предел. Реальные размеры страховых выплат будут рассчитываться с учетом повышающих коэффициентов в зависимости от мощности двигателя, стажа и возраста водителя, а также региона, где автомобиль зарегистрирован. Например, базовый тариф для жителей сельской местности может остаться на прежнем уровне или снизиться, поскольку повышающий коэффициент составит в среднем 0,7. Для москвичей же он составит 2 и выше, с учетом мощности двигателя и «характеристики» владельца. В итоге обязательное страхование выльется автолюбителям в сумму от 13 до 380 долларов. По мнению юристов, установление повышающих коэффициентов незаконно, поскольку противоречит ст. 19 Основного закона, согласно которой все граждане равны независимо от социального положения, места жительства и возраста. Вызывает сомнение и применение коэффициента на основании прегрешений водителя за истекший год — для примерных водителей размер страхового взноса может быть уменьшен и, наоборот, для нарушителей — увеличен по сравнению с базовым. Очевидно, что такие сведения можно получить только в ГИБДД, но при этом будет игнорироваться запрет на систему учета нарушений правил дорожного движения (ПДД), закрепленный в Кодексе об административных правонарушениях. Следить за выполнением нового закона и за тем, чтобы все без исключения автолюбители приобрели страховой полис, будут сотрудники Госавтоинспекции.
Преступление и наказание Уж коли все владельцы «Запорожцев», «Жигулей», «Мерседесов», «Ауди» и прочих марок транспортных средств согласно закону становятся потенциальными правонарушителями, то каждое преступление, как известно, влечет за собой наказание. И наказания придуманы самые разнообразные. Например, только за то, что на лобовом стекле рядом с талоном техосмотра отсутствует страховая карточка (оставил дома), предусмотрен штраф в один МРОТ, а за отсутствие страховки — от пяти до восьми МРОТ. Но и это еще не все. Если машина не застрахована, любой сотрудник ГИБДД получает право «запретить ее эксплуатацию». В результате это выльется в следующую схему: запрещая эксплуатацию незастрахованной машины, инспектор снимет с нее номерные знаки, а за езду без них уже по Кодексу об административных правонарушениях — выдворение водителя из машины в любое время года и отправка самого автомобиля на штрафстоянку. Далее — замкнутый круг: получить машину нельзя без предъявления страховки, а страховку нельзя оформить без предъявления машины. Если сотрудник дорожно-патрульной службы остановит машину, за рулем которой находится человек, не включенный в страховой полис, то для таких случаев в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях введена ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно этой статье подобное нарушение карается наложением административного штрафа в размере трех МРОТ. В итоге усилиями сотрудников ГИБДД с наложением штрафных санкций поток несознательных автовладельцев будет направлен в нужное русло — к страховым компаниям.
А ВАШЕ МНЕНИЕ?
Геннадий Прядко, первый заместитель начальника ГИБДД ГУВД г.Москвы: — С 1 июля прекращается регистрация транспортных средств, не имеющих полиса обязательного страхования, а с 1 января 2004 года мы будем привлекать к ответственности тех, кто не приобрел эту страховку. Я считаю, что какой-то нормативный акт, защищающий имущественные права владельцев автомотосредств, должен быть. На сегодняшний день значительное количество жалоб, поступающих в службу Госавтоинспекции, связано с тем, что участники происшествий не соглашаются с теми выводами, которые принимает наша служба (по виновности или невиновности). И происходит это всего лишь по одной причине — люди не располагают денежными средствами, которые с них намерена взыскать пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии сторона. Мы сегодня ориентируем нашу службу на пресечение грубых нарушений — значительное превышение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, выезд на полосу встречного движения, оставления места происшествия и т.д., в общем все десять позиций, которые обозначены в законе в качестве грубых нарушений и за которые предусмотрена ответственность в виде лишения прав. Мы не ориентируем службы на то, чтобы они целенаправленно вылавливали и штрафовали водителей за отсутствие страхового талона или страховки, хотя и не ставим задачи не обращать на это внимание. Анатолий Безуглов, президент Академии экономики, финансов и права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ: — Для кого написан этот закон? Судя по тому, что мы видим, никак не для автолюбителей. В выигрыше окажутся страховые компании, а владельцы автомашин в очередной раз станут донорами для обогащения предпринимателей. Необходимо сделать все, чтобы отложить вступление этого закона в силу хотя бы на год, а за это время существенно его доработать, убрав присутствующие в нынешнем законе негативные тенденции.
И все же в истории разработки и принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности точку ставить пока рано. Противники «обязаловки» намерены продолжить борьбу с теми статьями закона, которые, по их мнению, противоречат Конституции и ущемляют права человека. Они убеждены, что введение в действие этого закона необходимо отложить для внесения в него кардинальных изменений. Тем более что депутатами Госдумы Виктором Похмелкиным, Иваном Грачевым, Геннадием Райковым, Анатолием Аксаковым подготовлены законопроекты, которые предлагают отложить введение закона до 1 июля 2004 года и до 1 января 2005 года. Депутаты уверены, что, закон нуждается в серьезной доработке. Ну, а автовладельцы должны помнить, что несмотря на приближающееся 1 июля, наказание за отсутствие страхового талона сотрудники ГИБДД могут применить лишь с 1 января 2004 года.
Елена ПУЗАНКОВА.
Вся пресса за 3 июня 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Страховое право, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|